Я – АТЕИСТ

Бөлісу:

«Усиление устойчивости к радикализации и дезинформации в Центральной Азии».

Есть люди, которые называют себя атеистами и не являются представителями ни одной из религий. Нам стало интересно узнать, как они пришли к этому и на чём строится их картина
мира. Поговорили об атеизме в традиционном обществе с Мейрамбеком Кыдыралиевым из города Кызылорда.

Расскажите о себе.

Меня зовут Кыдыралиев Мейрамбек . Я 1990 года рождения. Живу в городе Кызылорда.
Живу последние 15 лет, до этого в других городах жил: Актюбинск, Шалкар, в Алмате учился.
С детства было ясное понятие для меня, что бога не существует, ну и так пошло и поехало. Я – АТЕИСТ.

Как вы пришли к атеизму?

Мой первый рассказ из Корана был про Ноя, Нух Пайгамбар говорят, вот там старики
рассказывали «Ной прожил 950 лет». Мне тогда еще 4 или 5 лет было, я еще в школу не
ходил, детсадовский возраст, я так подумал 950 лет – это сколько? И я так потихоньку стал
спрашивать у старших, кто сколько живет, бывает же возраст почемучки, в этом возрасте уже
начал спрашивать сколько люди живут, мне объясняли, что средний возраст 70-80 лет, так и
потихоньку в школу пошел. Вот самый мой «тогдашний» первый вопрос был, как так человек
Ной (Нұх Пайғамбар) жил 950 лет? Для меня как бы это казалось  черезчур не реалистичным.

Возникало ли у вас недопонимание в общении с людьми из-за ваших взглядов?

У меня с этим проблем вообще не было, с тем, что были недопонимания среди
родственников,  друзей, Родственники всегда поддерживали, ну атеист –атеист, у каждого
есть право выбора. Мой дедушка с маминой стороны был муллой целого района, такой
авторитетный дедушка. У меня бабушка намаз читает, мама скоро начнет намаз читать, а так
среди друзей у меня есть даже друзья, которые больше 10 лет читают намаз. Они очень
хорошо осведомлены насчет  Ислама, религии, такое самое, скажем так, которое осталось у
меня в памяти- друг Мухтар. Мы с ним в школе вместе учились, за одной партой вместе сидели, в общаге вместе жили, последний хлеб вместе делили. Вот он человек религиозный,
намаз читает. Вот однажды я у него спросил: «Слушай  все вот что-то пытаются донести до
меня, что религия это важно, что надо читать намаз, рекламу хорошо делают, ты почему мне
такое не говоришь?». Ну,  он сказал: «Человека не надо заставлять читать намаз и верить в
бога». Дословно вам скажу: «В твоем сердце Аллах должен сам место найти, если ты сам
откроешься – это тебе хорошо будет». Вкратце,  я должен сам прийти к этому, а не так, чтобы
чужие заставляли меня.

Существует ли в нашем обществе какая-либо форма дискриминации людей иной веры или
неверующих?

Дискриминация иной веры. В своей жизни я ни разу не встречал такого, будь это человек
другой  религии  или атеист, агностик . Просто я в Актюбинске жил, у меня все друзья с
Уральска. По Казахстану покатались в свое время. В нашей семье и у меня тоже знакомые и
русские есть, евреи, и были такие странные люди тоже, но чтобы их кто-то упрекал за то, что
они другой религии, вот ни разу не было такого. Да не то, что религии, даже не видел такого,
что они упрекали, что они другой национальности даже. Друзья спокойно восприняли, они
даже шутили, говорили «Ой зачтется мне за то, что я дружу с атеистом на том свете». Но они
все равно дружат и не видят в этом никаких преград.

Вы общаетесь с верующими людьми? Не возникало ли недопонимания между вами?

– С верующими людьми очень даже общаюсь.  У меня бабушка намаз читает, у меня братья
читают, в основном мои друзья уже со студенческих лет, некоторые даже после 11 класса
начали читать.  А 11 класс я закончил 12 лет назад уже. Люди очень подкованные в вопросах
религии,  и ни разу ни один человек не сказал мне, что я атеист, не упрекнул. Люди
образованные. Видите, я им ничего не говорю, хотя  я и в свое время был «воинствующим
атеистом», я им ни слова не говорил, веришь – верь, хорошо, без проблем. Они мне тоже
говорили: «Не веришь, не верь – это твое решение». Вот так и живем.  Друзья, родственники.

Было ли недопонимание в обществе из-за ваших взглядов?

Недопонимания. Были такие случаи, когда они говорили не очень умные вещи, когда
болеешь или что-то, вот не хочу оскорбить чувств верующих конечно же, но иногда
приходится так очень жестко объяснять людям. Например, тот же Флеминг, наверное, вы в
курсе, человек изобрел антибиотики. И один человек, не буду называть имени, конечно, и вы
не узнаете, кто это такой. По его мнению,  все болезни лечит только религия, вот, конечно, с
этим не согласился и там у нас на два лагеря разделились, и вот тогда «мини» была у нас не
стычка, а несогласие  друг с другом. Ну, если так посудить, то, конечно, все начали фактами
рассказывать, что, да как. А в конце, человек согласился, что медицина – наука, она в любом
случае берет верх.

Есть ли у нас какая-либо форма дискриминации неверующих людей?

Конечно, «бес саусақ бірдей емес» говорят, есть люди, которые убеждены , что они на 100%
правы и атеисты нелюди. Но с одной стороны я так горжусь, что живу в Казахстане, в таком
продвинутом государстве, не только продвинутом, но и светском государстве.

Как вы думаете, в нашем обществе тяжело жить с атеистическими или нетрадиционными
взглядами?

Когда ты среди людей говоришь атеист, люди не будут тебя осуждать, у нас же есть «Ұят
казахский», если даже они будут осуждать, то в кругу людей они скажут или про себя
подумают «Атеист – какой нехороший человек». Хотя атеисты много чего делают для всего
народа. Кто вживую меня видит, кто знает меня, они никогда не осуждали и тем более так не
говорили мне ничего. Есть такие  паблики  в соцсетях, вот там, когда идет уже дискуссия и
начинают там писать «вот ты!». Люди, которые меня лично  не знают, это может человек,
который в другом городе жить или вообще в другой стране жить, они могут спокойно сказать
«вот ты нелюдь, убивать надо таких как ты!». Именно в комментариях такие «индивидуумы»
попадаются , а которые меня вживую видят  ни разу так не делали. Приходится каждый раз
сидеть, объяснять, что у каждого человека есть право выбора и не ему осуждать это.

На чём строится ваша картина мира?

Картина мира. Для меня знаете так, я человек прямой, картина мира строится для меня
только по логике, но логика у меня такая: «Есть верующие, и есть ученые, и страной и всей
планетой движет не религия, а наука и логика. Склоняюсь к этому».

Послушали мнение Алижана Алибекулы эксперта по религиоведению, который рассказал
нам об атеизме в традиционном обществе.

Сначала надо определить, что мы подразумеваем под понятием традиционное общество.
Зачастую в казахстанском традиционном обществе считается это преобладание, если
рассматривать вопрос в  религиозной плоскости, то традиционно воспринимается исламское
воспитание, исламский мир и плюс еще русское православное общество. В этих обществах, к
сожалению, атеисты воспринимаются  так скажем не дружелюбно, но  их вообще в обществе
преобладание атеистов это показатель не столько показатель – отрицание бога или чего-
нибудь  другого. Атеизм надо воспринимать как человек, который больше верит науке,
больше верит тому, что доказано, но  опять -таки наше воспитание, которое зачастую
заключается в традиционном казахском воспитании – это подразумевает воспитание в лоне
какой-либо веры, так как за последние века казахи воспринимаются мусульманами, то и
воспитание должно быть с элементами исламского влияния. В этом ключе нашим атеистам
приходится очень сложно, так как общество их не может понять сразу же, нет вопроса а
почему он стал атеистом или же почему, он не поддерживает определенную веру сразу
начинаются нападки то есть, если ты не веришь в бога, ты не такой как другие и еще такой, и
вообще наше общество в последнее время хотя и сколько б мы не декларировали бы о
толерантности и транспорентности, мы все-таки не очень терпимое общество, из-за этого им
приходится немножко сложновато.

«Данный материал был создан и поддерживается при финансовой поддержке
Европейского Союза. Его содержание является исключительной ответственностью Жамили
Касымкановой и не обязательно отражает точку зрения Европейского Союза».

Автор: Жамиля Касымканова

Бөлісу: